Доступная среда


"Доступность - это не только сооружение панnусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"

В.В. Путин




Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

 В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

    Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

    Инвалиды с нарушением зрения и слуха

    Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

    Временно нетрудоспособные

    Беременные женщины

    Люди с детскими колясками

    Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

                                   

 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

 


 

 





Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

    закономерности психического развития,

    показатели здоровья дошкольников,

    психолого-физиологические особенности,

    уровень общего развития,

    коммуникативные особенности и речевое развитие,

    эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

    Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

    Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

    Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

    Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

    Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

    Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

 - дошкольное воспитание;

 - внешкольное воспитание и образование;

 - среднее общее образование;

 - среднее профессиональное образование;

 - высшее профессиональное образование.

 Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.


Уважаемые посетители сайта!


Предлагаем Вам ознакомиться с информацией о порядке обеспечения доступа в здание нашего учреждения инвалидов и других маломобильных граждан, об особенностях оказания им услуг и дополнительной помощи со стороны персонала.

- в учреждении имеется условная доступность для маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями здоровья;
 - на входе в здание размещена кнопка вызова сотрудника учреждения для людей ограниченных в движении;
 - при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для перемещения по зданию учреждения предоставляется сопровождающее лицо;
 - в учреждении не предусмотрены наличие подъемников, поручней и других приспособлений, обеспечивающих доступ снаружи и внутри учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Условия питания и охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Особые условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

В детском саду организовано полноценное четырехразовое питание (завтрак, 2 завтрак, обед, уплотненный полдник) в соответствии с утвержденным 10-ти дневным меню, разработанным на основании требований действующих санитарных правил и нормативов. Ежедневно проводится искусственная С-витаминизация третьего блюда (компот или кисель) после его охлаждения непосредственно перед реализацией. При приготовлении пищи используется йодированная поваренная соль. Охрана жизни и здоровья воспитанников является приоритетной задачей воспитательно - образовательного процесса в Учреждении. С целью укрепления здоровья воспитанников и формирования потребности в здоровом образе жизни в Учреждении планово проводятся физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, прогулки и физкультурные занятия на улице, а также профилактические мероприятия по предупреждению развития плоскостопия, сколиоза и многое другое. С работниками Учреждения периодически проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья воспитанников. С детьми проводятся занятия, беседы с использование разнообразного наглядного материала, которые направлены на получение детьми знаний о здоровом образе жизни, правилах поведения в разнообразных опасных для жизни и здоровья ситуациях, опасных предметах, ядовитых растениях, грибах, ягодах и многое другое.


Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ организованы в соответствии со ст.41 ФЗ от 29 октября 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ - осутствуют.

Доступ к информационно-телекомуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не предусмотрена.

Электронные образовательные ресурсы: видеофильмы, аудиоматериалы, электронные обучающие и развивающие игры (мультимедиа) имеются с дошкольном учреждении; приспособленных ЭОР для инвалидов и лиц с ОВЗ не имеется.