Условия питания и здоровья воспитанников

Об условиях питания и охраны здоровья воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.


Организация питания

Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.

Пища для воспитанников в детском учреждении готовится на пищеблоке.  Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет медсестра детского сада. Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их качество и безопасность; хранятся на складе с соблюдением требований СанПин и товарного соседства. Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдения режима питания в детском саду организовано 4-х разовое питание детей.  На каждое блюдо оформлена  технологическая карта с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года.
В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Все блюда — собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами. В ежедневный рацион включены овощи разнообразные салаты и фрукты. На информационном стенде для родителей ежедневно вывешивается меню. На пищеблоке вывешен график выдачи готовой продукции для каждой группы, примерная масса порций питания детей. Контрольная порция оставляется ежедневно.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»  В.А. Сухомлинский


Охрана жизни и здоровья воспитанников.

Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит на первом месте.  Здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Одним из главных признаков здоровья считается способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке.

В Законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 статья 18, глава II говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Семья для ребенка является первой и иногда почти единственной средой, формирующей его образ жизни.

Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в  дошкольном учреждении, определяется рядом условий:

  реализация здоровье сберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы; использование современных методов и приемов обучения, способствующих сокращению заболеваний детей; индивидуальный подход к каждому ребёнку; соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха; создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении; наличие специалистов разной направленности; реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей; реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни     на  основе гигиенического воспитания и обучения.

      Среди перечисленных условий важнейшим является индивидуальный подход к ребёнку, который реализуется воспитателем при организации воспитательно - образовательной деятельности. Эффективно используются меры по охране физического и психического здоровья и предупреждение утомляемости детей.

Мероприятия  ДОУ, закаливающие и укрепляющие здоровье:

   - ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой – создание бодрого, жизнерадостного настроения у детей, укрепление здоровья, развитие сноровки, физической силы, утренняя гимнастика сопровождается музыкой, которая благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению, формирует представления дошкольников о здоровом образе жизни;

   -  занятия по физическому развитию проводятся в физкультурном зале и на улице, в каждой возрастной группе их цель – обучение детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности, сопровождаются музыкой;

    - подвижные игры проводятся  на специальных занятиях, во время прогулки и в промежуточные интервалы между занятиями, цель подвижных игр – создавать чувство радости, развивать самостоятельность в игре и стремление к еще большей физической активности,  к организации здорового образа жизни;

     - во время прогулок планируются эстафеты, соревнования, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе;

     - дневной сон, создаётся  специальная зона для отдыха и расслабления, при этом спальня заранее хорошо проветривается, все это укрепляет нервную систему;

    - осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления;

     -  гимнастика после сна помогает пробуждению организма;

     -  режим дня направлен на полноценное физическое и психическое интеллектуальное развитие каждого ребенка;

     -  правильное питание удовлетворяет потребность организма в основных питательных веществах и минералах;

     - ходьба по «оздоровительной» дорожке;

     - солнечные и воздушные ванны;

     -  босохождение;

     - спортивные праздники, дни здоровья, спортивные развлечения и т.д.

Для повышения эффективности оздоровительной работы в  дошкольном образовательном учреждении осуществляется мониторинг состояния здоровья воспитанников, представляющий собой систему динамического наблюдения за детьми на основе комплексного обследования. Такая система позволяет  накапливать базу данных для выявления наиболее эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья каждого ребёнка.
Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В целях охраны психического здоровья педагоги стараются  обеспечить благоприятное  течение адаптации,  психолого – педагогическую поддержку детей в воспитательно – образовательном процессе в ДОУ.


Важным условием в системе охраны здоровья детей является формирование ценностей здорового образа жизни,  воспитание

культурно – гигиенических навыков во время групповых и индивидуальных бесед, на материале дидактических игр и занятий на санитарно – гигиенические темы с показом наглядного материала.


Сотрудничество воспитателя, медицинского персонала и родителей (законных представителей)  позволяет добиваться  положительных  результатов по укреплению здоровья  воспитанников, снижению уровня заболеваемости  детей, повышению двигательной активности.